733 металлобазы
Проверка
юрлиц и физлиц
Калькулятор
металла
Калькулятор
доставки
Профиль
Профиль цветной

МВСП

МВСП (материалы верхнего строения путей)

Болты Рельсы
Шина
Шина цветная

Устройство верхнего строения железнодорожного пути

Поделиться статьей 

Верхнее строение железнодорожного пути (ВСП) – это комплексная конструкция, которая состоит из балластного слоя, рельс, рельсового крепежа, шпал, противоугонов, стрелочных переводов.

Рельсы, соединяясь со шпалами, создают рельсошпальную решетку для безопасного движения подвижного состава. Балластный слой и его толщина рассчитывается так, чтобы давление на полотно не было выше величины, которая обеспечивает упругую осадку.

Сегодня в России есть три типа ВСП:

  1. Тяжелый – используются самые тяжелые и термические закаленные рельсы типа Р75 с балластным слоем из асбестовых отходов или щебня. Предельная грузоподъемность не менее 80 млн. ткм/км в год.
  2. Средний – здесь укладывают упрочненные термические рельсы типа З65. ВСП тут используются для перевозки грузов с напряженностью 25-80 млн. ткм/год, а также обеспечения высокоскоростного движения поездов пассажирского значения.
  3. Легкий – используются отремонтированные старогодные рельсы типов Р75 и Р65. Грузонапряженность таких путей от 5 до 25 млн. ткм/км.

ВСП должно быть долговечным, прочным и устойчивым, так как находится под постоянным влиянием неблагоприятных факторов (атмосферные осадки, температурные перепады, ветер, колебания почвы).

Однако и закаленный металл со временем приходит в негодность, поэтому пути нуждаются в техническом обслуживании, периодических ремонтных работах.

Различают следующие типы ремонта верхнего строения путей:

  1. Усиленный капитальный ремонт – это полная замена решетки из новых материалов. Старый балласт утилизируется и засыпается новый на глубину не менее 40 см.
  2. Капитальный ремонт пути – это замена ВСП на более мощные или менее использованные материалы, сочетание старогодных и новых путей. Процесс сопровождается заменой щебеночного балласта на глубине 25-40 см.
  3. Усиленный средний ремонт пути – используется, когда нужна очистка или замена балласта, обочина земляного полотна перестала соответствовать стандартам, либо балластная призма достигла максимальных размеров.
  4. Средний ремонт пути – проводится оздоровление балластной призмы за щечной сплошной очистки щебня на глубине до 40 см., конкретная глубина зависит от класса пути и вида балласта.
  5. Подъемочный ремонт пути – мероприятия нужны для периодического восстановления равной прочности и упругости шпал с подбивкой, улучшения дренирующих свойств балласта.
  6. Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов – это промежуточный этап между усиленным капитальным, средним и/или подъемочным ремонтами.
  7. Планово-предупредительная выправка пути – это сплошная выправка пути с использованием специальных машин. Задача состоит в приведении подшпального основания к равноупругости на всей протяженности ВСП.
  8. Шлифовка рельсов – это профилактика волнообразного износа рельс, а также других неровностей, снижения негативного влияния подвижного состава на структуру рельс.
  9. Капитальный ремонт переездов – процесс входит в комплексное обслуживание ВСП. Полностью меняется настил, конструкция и особенности которого регламентированы Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов.
  10. Ремонт земляного полотна – земляное полотно и его сооружение восстанавливают для обеспечения прочности, стабильности и нормальной работоспособности, улучшения работы водоотводных и укрепительных сооружений.

Вот такие типы ремонтов верхнего строения пути предусмотрены в инструкциях и регламентах работы ЖД-сообщения на территории России. Поговорим подробнее об элементах ВСП.

Балластный слой

Главная задача балластного слоя – это компенсация давления на шпалы во время прохождения подвижного состава, и равномерное распределение нагрузки по всей поверхности земляного полотна. Чтобы слой выполнял поставленные задачи, в нем не должна задерживаться вода. Поэтому балласт дополнительно оборудуют водоотводящими сооружениями.

Материал для балласта должен быть прочным, легким, устойчивым к механическим нагрузкам, он не должен дробиться при уплотнении. В современных ЖД-путях используют щебень из естественного камня, гравий, песок, ракушечник.

Балластный слой укладывают в виде призмы с ярко выраженными откосами крутизны, соответствующие установленным техническим требованиям.

Рельсы

Рельсы используются для направления колес подвижного состава, передачи напряжения на шпалы. Для надежной работы в ВСП, рельсы должны быть прочными, долговечными, чтобы выдерживать ударно-динамические нагрузки. Поэтому они создаются из высокопрочных типов углеродистой стали.

Масса и поперечный профиль рельс непосредственно влияет на ее тип. В России используется Р50, Р 65 и Р75. Буква «Р» говорит о том, что перед нами рельс, а цифра обозначает массу в килограммах на один погонный метр.

Двутавровая форма рельсы выбрана специально, так как материал испытывает огромную вертикальную нагрузку. Такая форма экономит сталь при создании и, одновременно, повышает устойчивость изделия к давлению подвижного состава.

Выбор конкретного типа рельсы для укладки зависит от грузонапряженности линии, а также скорости подвижного состава и нагрузок. Срок службы напрямую связан с числом тонн брутто грузов, которые прошли через выбранный участок пути.

Для Р65 – это около 500 млн. т, для Р50 – 350 млн. т. Самые прочные рельсы Р75 на 30% долговечнее, чем Р65.

Рельсовые скрепления

Рельсовый путь – это две непрерывные нити, расположенные параллельно на определенном расстоянии. Рельсы крепятся к шпалам промежуточным скреплением, которое обеспечивает упругость их связи, а также неизменность ширины между рельсами.

В России используются три типа промежуточных скреплений:

  1. Нераздельные – рельсы и прокладки тут крепятся к шпалам одними шурупами.
  2. Смешанные – используется костыльное скрепление под уклоном 1:20. Этот тип крепления распространен в России благодаря легкости монтажа, простоте зашивки, перешивки и разборки. Однако смешанное скрепление не обеспечивает постоянство ширины колеи, и способствует более быстрому износу из-за постоянного механического воздействия.
  3. Раздельные – здесь рельсы скрепляют с подкладками жесткими клеммами и клеммными болтами, а саму подкладку фиксируют к шпалам болтами или шурупами. Хоть конструкция креплений несколько сложнее аналогов, она обеспечивает стабильную ширину рельс.

На территории России распространено раздельное скрепление КБ-65. Однако уже выявлены недостатки: высокая масса, повышенная жесткость и большое количество деталей. Поэтому постепенно монтируются более современные типы креплений ЖБР-3-65 и АРС-4.

Шпалы

На территории России активно используются деревянные шпалы, однако распространены и железобетонные виды с предварительно напряженной арматурой. Главное их достоинство – это длительный срок эксплуатации (порядка 50 лет).

Высокая устойчивость пути и плавность хода подвижного состава обеспечивается за счет идентичного размерного ряда и равной упругостью шпал.

Недостатки железобетонных шпал:

  • сложность в монтаже к ним рельс;
  • электропроводимость;
  • повышенная жесткость.
  • большая масса.

Чтобы повысить упругость путей, используются амортизирующие прокладки. Для нивелирования утечек электричества используются изоляционные материалы.

Железобетонные шпалы создают из тяжелого бетона, который армирован холоднокатаными прутьями с периодическим профилем 3 мм.

В России используют три вида эпюр (порядка расположения шпал по длине) – 1600, 1840 и 2000 шпал на 1 км. пути.

Противоугоны

Для ВСП одна из самых серьезных проблем – это продольное перемещение рельсов под колесами подвижного состава. Это происходит из-за косых ударов, температурной деформации или негативного влияния динамических сил. Это снижает надежность работы путей и срок их эксплуатации, а также повышает бюджет на их содержание. Для нивелирования перемещения рельс продольного типа используют противоугоны.

Сегодня используются пружинные противоугоны для звеньевых рельсовых путей и раздельные КБ/ЖБР для бесстыковых ВСП.

У детали бывает разное поперечное сечение:

  • трапециевидное;
  • прямоугольное;
  • квадратное;
  • П- и Т-образное.

Стрелочные переводы

Стрелочные переводы – это устройства, которые используются для следующих целей:

  1. Объединения двух или трех колей, которые проложены рядом друг с другом.
  2. Разветвления одной линии на несколько идущих параллельно.
  3. Стыковки пересекающихся или параллельно расположенных ВСП.

Стрелочные переводы улучшают логистику грузо- и пассажироперевозок, минимизируют расходы на прокладки новых веток ЖД-путей, сокращают их общую протяженность.

Сегодня на рынке есть следующие типы механизмов:

  1. Одиночные – это разветвление колеи с 1 на 2. Оба направления могут быть симметричными (идентичные углы и радиус кривизны) или несимметричными.
  2. Двойные – две стрелки находятся в непосредственной близости, а путь разветвлен на 3.
  3. Перекрестные – устройства монтируются в точках пересечения нескольких колей под определенным углом. Они бывают одиночными и двойными.

Стрелочные переводы состоят из следующих компонентов:

  • стрелка – это пара наружных и внутренних элементов, скрепленных друг с другом. Используется для непосредственного перехода подвижного состава с прямого пути на ответвление и наоборот;
  • крестовина – состоит из двух усовиков, сердечника и контррельса. Эта деталь обеспечивает надежный переезд состава с одной колеи на другую.

Бесстыковой путь

Бесстыковой путь сегодня считается самым современным. Устранение отдельных стыков путем сваривания, а также уменьшение их количества привело к следующим последствиям:

  1. Ослабление динамической нагрузки на ВМП.
  2. Замедление износа колес подвижного состава.
  3. Снижение сопротивления движению поездов. Это приводит к экономии твердого топлива и/или электроэнергии.
  4. Экономия до 1.8 тонны стали на километр пути.
  5. Снижение расходов на содержание и ремонт ВСП.
  6. Срок службы пути бесстыкового пути вырос на 20%, балласта на 25%.

Для бесстыкового пути используются рельсовые плети, прошедшие термическую закалку. Между собой рельсы сваривают на стационарных или передвижных сварочных машинах электроконтактным способом.

Оцените нашу статью
[Всего голосов: 1 Рейтинг статьи: 5]
АВТОР СТАТЬИ Редакция E-metall Сайт-агрегатор позволяет искать металл без посредников у конечных поставщиков: владельцев металла и производителей. Данные о наличии и стоимости металла регулярно обновляются и отображаются в единой таблице поиска с удобными фильтрами и сортировкой. С помощью сервиса можно быстро найти металл и связаться с выбранным поставщиком.

Покупаете металл? На нашем сервисе вы бесплатно можете увидеть по какой цене, в каком объеме и где именно лежит та или иная позиция из вашей заявки. Мы размещаем наличие 733 проверенных поставщиков без посредников. Каталог
Поставляете металл? На нашем сервисе вы можете разместить свои складские остатки и начать получать дополнительные обращения от пользователей нашего сервиса. Разместить наличие

Комментарии

Войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Вы есть в соцсетях?

Подписывайтесь на нас,
следите за новостями и бонусами.

Предложите тему

Мы стараемся писать на самые важные и актуальные темы для вас. Если вы не нашли в нашем блоге статьи на интересующие вас темы, скажите нам об этом.

Предложить тему
Разместите свой материал

Вы можете разместить свою статью рекламного или информационного содержания.

Связаться
Авторизация
*
*
Не нашли то, что искали?
Заявка на размещение

Калькулятор доставки

Введите вес груза в тоннах
Быстрый поиск металлопроката без посредников Искать металл