Особенности стыковых болтов ЖД
Стыковой болт ЖД – это крепежный элемент, который используется для фиксации стыков между рельсами. Тяжелые рельсы типа Р43 требуют стыковые болты с круглой головкой и овальным подголовником, который предотвращает прокручивание крепежа.
Для более легких рельс используются несимметричные головки.
Стыковые болты создаются из двух типов стали – ст 35 и 40х. Класс прочности изделий 8.8 и 10.9 соответственно. Для создания крепежа используется сырье грубой точности, поэтому допустимы отклонения по форме и размерам, которые не противоречат ГОСТ.
В редких случаях используются легированные и низкоуглеродистые марки сталей 20г2р или 30хзмф.
В комплексе со стыковым болтом часто поставляют пружинные шайбы, изолирующие втулки и клеммы.
Конструкция болтов обеспечивает следующие преимущества:
- ЖД-узел и рельсы выдерживают огромную нагрузку в местах соединения.
- Требуется меньше металла в местах контакта рельс, что снижает общую массу ВСП (верхнего строения пути).
- Собранный участок колеи легкий, его проще транспортировать или демонтировать.
- Компактные размеры.
- Простота монтажа и демонтажа.
Назначение стыковых болтов
Назначение стыкового болта – это надежная фиксация двух последовательно уложенных рельс единого профиля. На железной дороге наиболее распространены изделия с классами прочности 8.8, 10.9 и 12.9 в зависимости от комплексных агрегатов и нагрузок на ВСП.
Стыковые болты используются в следующих условиях:
- Агрессивная среда, в которой протекают химические процессы.
- Температура стабильно ниже 0 или сверхнизкая.
- Соединение часто или постоянно испытывает динамические или статические нагрузки, и подвергается значительным усилиям на разрыв.
- Часто наблюдаются стабильно повышающие или скачкообразные изменения температурного режима.
Виды стыковых болтов
Типы стыковых болтов зависят от диаметра резьбы. На рынке есть стыковые болты путевые и для узкоколейных рельс. Например, болты типа М16х72 и М18х88 используются для стыковки двух последовательно уложенных рельс «узкоколейки».
Соединительные элементы сверху покрываются защитным слоем, чтобы продлить срок эксплуатации и защитить их от коррозии.
Для широкой колеи используются диаметры резьбы М22, М24 и М27. Длина этих стыковых болтов 135, 150 и 160 мм соответственно. Здесь также используют пружинную шайбу, которая предотвращает самоотвинчивание болта, и расширяет опорную площадь места крепления.
Чтобы дополнительно продлить жизнь соединительной арматуре, используют смазки. Материал считается хорошим, если имеет следующие особенности:
- создан на асфальтовой основе и нетоксичен;
- показатель пенетрации не менее 45%;
- температура воспламенения более +540С;
- величина вязкости не менее 250 универсальных единиц.
Защитный материал должен быть клейким и густым, сохранять пластичность.
Технические характеристики
Стыковой болт состоит из трех элементов: круглая головка, овальный подголовок и стержень цилиндрического типа. Технические требования к соединительной арматуре следующие:
- Допустимы дефекты поверхности в соответствии с ISO 6157-1.
- Допустимый радиус закругления кромки головки не более 1.5 мм. Облой и заусенцы должны быть перпендикулярны оси метиза.
- При классе прочности 8.8 используется сталь 35 в соответствии с ISP 898-1, при 10.9 используется марка стали 40х.
- Отклонение поверхности и формы болта должно быть в соответствии ISO 4759-1.
- Резьба наносится на поверхность по ГОСТ 24705.
Шаг резьбы болта М22 составляет 2.5 мм. Диаметр головки болта зависит от размера и колеблется в пределах 37-46 мм. Предельное отклонение допускается на уровне 1.2 мм.
Длина рельсового болта доходит до 180 мм, и зависит напрямую от исполнения. Например, у М22 это 135 и 140 мм, а у болта М27 от 130 до 180 мм. 1000 стыковых болтов М22 оцениваются в стандартные 448 кг, а М27 – 872 кг.
Каждый болт на головке содержит условный код производителя и товарный знак. Цифры и буквы должны соответствовать следующим параметрам: высота – не менее 8 мм, толщина – от 1 мм, вогнутость – от 0.5 мм.
Материалы по теме



Мы стараемся писать на самые важные и актуальные темы для вас. Если вы не нашли в нашем блоге статьи на интересующие вас темы, скажите нам об этом.
Предложить тему
Комментарии