place
Каталог металлопроката

767

металлобаз

6821

пользователь

позиций товаров

Войти
place

Москва

Ваш город – Москва?

Выбор города впервую очень важен для фильтрации металлобаз по удаленности от вас.

0

Содержание

Классификация и виды подкладок

28.12.2023

Рейтинг: 5 Голосов: 3

Время прочтения: 7 мин

Рейтинг: 4.6

Время прочтения: 7 мин

Содержание

Железнодорожные подкладки - это элементы верхнего строения пути, укладываемые непосредственно под рельсы. Они распределяют нагрузки от рельсошпальной решетки на балластный слой, земляное полотно.

Подкладки передают вертикальные и горизонтальные усилия от колес подвижного состава на шпалы, далее на щебеночный балласт, основную насыпь. Также устройства гарантируют нужный зазор между подошвой рельса и верхом шпал для свободного прохождения стыковых накладок. Не менее важная функция - это электроизоляция рельсов от земли в местах применения электрических цепей.

Чаще всего в России используются деревянные подкладки прямоугольной формы, обработанные антисептиками. Резиновые и полимерные эластичнее, но повсеместно не распространены. Ниже поговорим об особенностях изделий, применении, требованиях по ГОСТ и видах.

Подкладки: области применения и описание

У подкладок для ЖД-путей следующие особенности:

  • создаются из древесины, резины, пластика или стали. Первый вариант самый распространенный; 
  • устанавливаются на шпалы в качестве опор для рельс. Передают нагрузки от рельсошпальной решетки на шпалы, балластный слой;
  • современные полимерные/резиновые модели имеют вибродемпфирующие свойства;
  • защищают нижнюю постель рельса от воздействия влаги, контактной коррозии.

Изделия гарантируют надежность и безопасность движения поездов. Поэтому их производство регламентирует масса нормативных документов:

  1. ГОСТ 4044-78 "Подкладки деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия". Документ состоит из требований к качеству древесины, размерам и допускам.
  2. ГОСТ 7714-2009 "Изделия резиновые технические для железнодорожного транспорта. Общие технические условия". В стандарте приводятся требования к резиновым моделям.
  3. ОСТ 32.175-2001 "Подкладки композиционные для верхнего строения пути железных дорог. Технические условия". Стандарт устанавливает параметры изделий из полимерных композитных материалов.
  4. ТУ 13.1.2-007-00203664-2022 "Подкладки железнодорожные". Технические условия от производителя на конкретный вид продукции.

Основные функции подкладок

Подкладки всегда востребованы при проектировании путей, так как: 

  1. Передают вес рельсошпальной решетки и динамические нагрузки от колес подвижного состава на балластный слой, земляное полотно.
  2. Обеспечивают устойчивый зазор между подошвой рельса и шпалами. Он нужен для свободного перемещения стыковых накладок при температурном расширении пути. 
  3. Там, где есть рельсовые цепи, изолируют их друг от друга, земли для работы систем автоблокировки/СЦБ.
  4. Резиновые/полимерные разновидности поглощают вибрации и шум благодаря вибродемпфирующим свойствам.
  5. Защищают рельсы от коррозии за счет частичной изоляции рельсов от контакта с шпалами и грунтом. Это снижает скорость распространения коррозии.

Подкладочный материал выполняет важные технические функции в верхнем строении железнодорожного пути.

Классификация видов подкладок

Все виды ЖД-подкладок делятся по материалу производства:

  1. Деревянные лиственных или хвойных пород крайне популярны. Различаются по плотности древесины. Применяются на прямых/кривых небольшого радиуса.
  2. Железобетонные в виде брусков. Используются на кривых малых радиусов, так как не деформируются.
  3. Стальные (литые или штампованные). Используются на магистралях с интенсивным движением поездов для увеличения срока службы.
  4. Резиновые создаются из вулканизированного каучука. Обладают амортизирующими свойствами, снижают вибрацию и шум. 
  5. Полимерные композитные состоят из разных видов пластика. Легкие, долговечные, электроизолирующие. Используются на скоростных и высокоскоростных участках пути.

Также изделия различают по форме (плоские, ребордные); по сечению (прямоугольные, трапециевидные); размерам. Также они делятся по типам примыкающих рельсов для конкретных конструкций верхнего строения пути.

Требования к подкладкам

При эксплуатации ЖД-подкладок к ним предъявляют следующие требования:

Прочность-износостойкость. Продукция должна выдерживать вертикальные и горизонтальные нагрузки от проходящего подвижного состава без разрушений в течение установленного срока службы.

Устойчивость к климатическим воздействиям. Характеристики материала не ухудшает воздействие влаги, мороза, перепадов температур.

Электроизоляционные свойства. В местах установки изолирующих стыков  рельсовых цепей изделия обеспечивают электрическое сопротивление в допустимых пределах.

Вибродемпфирующие свойства. Современные модели должны поглощать вибрацию, уменьшать шум при движении поездов.

Стабильность геометрических размеров. Деформация/коробление при эксплуатации изделий не допускаются.

Химическая стойкость к воздействию противогололедных реагентов.

Выполнение этих требований обеспечивает надежность и безопасность движения поездов. В России действует несколько нормативных документов, связанных с железнодорожным оборудованием из разных материалов. 

  • деревянные (ГОСТ 4044-78 "Подкладки деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия");
  • резиновые (ГОСТ 7714-2009 "Изделия резиновые технические для железнодорожного транспорта. Общие технические условия"); 
  • полимерные/композитные (ОСТ 32.175-2001 "Подкладки композиционные для верхнего строения пути железных дорог. Технические условия"); 
  • стальные (ТУ 14-2Р-55-2001 "Подкладки для железнодорожного пути"); 
  • конкретные марки разных производителей (ТУ 13.1.2-007-00203664-2022 "Подкладки железнодорожные" и ТУ 0257-007-52093419-2012 "Подкладки резиновые").

Эта нормативная документация устанавливает основные технические требования и характеристики к ЖД-подкладкам. 

Как выбрать железнодорожные подкладки

При выборе изделий обратите внимание на:

  1. Тип рельсов и конструкцию верхнего строения пути. От этого зависят размеры/ форма продукта.
  2. Категорию линии (грузонапряженность, скоростной режим), план износа пути. Чем выше нагрузки, тем более износостойкий материал нужно выбирать.
  3. Тип балластного слоя, особенности земляного полотна на данном участке. Это влияет на требуемую жёсткость. 
  4. Климатические условия эксплуатации. Для районов с суровым климатом важна морозоустойчивость, в районах с высокой влажностью - влагостойкость.
  5. Наличие систем автоматики/телемеханики рельсовых цепей требует изолирующее оборудование.
  6. Требования к шумовым характеристикам на данном участке. Резина и полимеры снижают шумовое загрязнение.
  7. Стоимость, доступность и ремонтопригодность.

Учёт всех этих факторов гарантирует выбор подкладочного материала под конкретные условия эксплуатации.

Заключение

ЖД-подкладка - это важный элемент верхнего строения пути. Он гарантирует безопасную транспортировку пассажиров и грузов. На рынке есть деревянные, резиновые, стальные, железобетонные, полимерные изделия. Они рассчитаны на разные условия эксплуатации, в соответствии с ГОСТ.

Чтобы выбрать нужный тип изделия, оцените: особенности рельс и конструкции, климатические условия, уровень нагрузки на верхнее строение пути.  

Попробуйте ИИ поиск

Еще больше металлобаз.
Автоматический поиск.

Попробовать бесплатно

0 комментариев

Вам может быть интересно

article

Пищевая сталь – это: полный гид по выбору, маркам и применению

, 06.11.2025

article

Старт «Металл-Экспо’2025» — ровно через две недели!

Новости металлопроката, 28.10.2025

article

Сталь 09Г2С: характеристики, свойства и применение низколегированного конструкционного сплава

Полезное, 16.10.2025

Показать больше материалов
Авторизация
*
*
Генерация пароля