Содержание
Москва
18.08.2025
Время прочтения: 12 мин
Время прочтения: 12 мин
На рынке есть несколько популярных сталей для морских кораблей, которые минимально подвержены коррозии, устойчивы к негативным воздействиям окружающей среды. Ниже собрали основную информацию о морском сортаменте сталей и других сплавов, которые допустимо использовать в таких условиях по ГОСТ.
Судостроительная сталь – это специализированный сплав, из которого создают корпуса и другие судостроительные конструкции морских кораблей. Ключевые характеристики материала – это высокую прочность, вязкость, коррозионную стойкость и свариваемость. Эти и другие свойства гарантируют надежность и долговечность судов, которые подвержены воздействию морской среды и механическим нагрузкам.
Назначение металла для кораблей и использования в морской воде:
Первые корабли создавали из дерева, которое было легким и практичным, но быстро разлагалось. В XV-XVI веках судостроительная отрасль перешла на металл. Сначала это были медные и бронзовые детали, но их использование было дорогим. В XVII-XVIII веках чугун стал популярным материалом для создания корабельных конструкций. Однако его хрупкость и сложность в обработке постепенно снижали его востребованность на рынке.
В XIX веке с развитием металлургии появилась первая судостроительная сталь. В это время прошло множество экспериментов для улучшения свойств листов и проката в целом, активно добавлялись легирующие элементы для повышения прочности и стойкости к коррозии.

В XX веке появились специальные марки судостроительной стали с улучшенными механическими и эксплуатационными характеристиками. В XXI веке наметилась тенденция в использовании композитных материалов и новых сплавов для снижения веса кораблей, повышения устойчивости к коррозии и морской среде в целом.
Сталь для морских кораблей и судов – это специальный вид металлопроката с повышенной стойкостью к коррозии, механическими и физико-химическими свойствами.
К механическим свойствам корабельного железа относится предел прочности. Параметр крайне важен для оценки ее способности выдерживать нагрузку без разрушения. Предел текучести – это максимальное напряжение, при котором материал начинает деформироваться пластически. Для судостроительной отрасли этот параметр важен, так как металлопрокат должен сохранять свою форму под воздействием различных сил без существенных деформаций.
Ударная вязкость характеризует способность нержавеющей стали и других сплавов поглощать энергию удара без разрушения. Для морской отрасли характеристика крайне важна, так как суда часто подвергаются динамическим нагрузкам от волн и столкновений.
К физико-химическим свойствам металла относится стойкость к коррозии, что крайне важно для продления срока использования судна. В морской среде металл подвержен серьезному воздействию со стороны воды, соли и микроорганизмов. В состав сплавов часто добавляют легирующие элементы, наносят защитные покрытия.

Сталь для морских корпусов и конструкция должна сохранять свои механические и физические свойства при изменении температуры. Температурная устойчивость показывает, насколько материал может быть прочным, сохранять свою структуру и целостность при термической нагрузке.
По составу судостроительная сталь бывает:
По прочности судостроительная сталь бывает классов A, B, D, E с нормальными механическими свойствами. Такие сплавы применяют, как правило, в корпусных конструкциях.

На рынке по доступной цене также продают металл повышенной прочности по типу AH32-40 и DH36. У такого материала высокая стойкость к нагрузкам и механическому воздействию, что актуально для ответственных участков.
Есть прокат высокой прочности (EH40 и выше), который используют в конструкциях, требующих максимальных эксплуатационных характеристик.
По назначению металл бывает для корпусных конструкций, то есть обшивки и днища судов, требующие хороших сварочных свойств и стойкости к коррозии. Есть отдельные сплавы для особо нагруженных элементов по типу элементов рам или усилений. Производители предлагают прокат и листы специального назначения, например, для кораблей, работающих в арктических условиях или при сильном глубинном давлении.
Такая классификация дает инженерам и конструкторам выбор материалов для расчета ходовых, эксплуатационных и других свойств будущих судов.
Международные стандарты в области судоходства и морских технологий гарантируют безопасность, качества и устойчивости морского транспорта. Ниже собрали основные сертификаты, действующие в 2025 году.
Название
Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС — ссылка на официальный сайт)
Lloyd's Register (LR — официальный сайт)
DNV GL — ссылка на официальный сайт
American Bureau of Shipping (ABS — ссылка на официальный сайт)
Особенности
Регистр основан в 1913 году и дает классификацию судов и морских сооружений в соответствии с международными стандартами и российским законодательством.
Основан в 1760 году в Великобритании. LR – один из самых известных классификаторов в мире. На него ссылаются при оценке, сертификации, проектировании, строительстве, эксплуатации и техническом обслуживании судов.
DNV GL основан в 1864 году в Норвегии для внедрения новых технологий и стандартов в рамках развитие и безопасности судостроительной отрасли.
ABS – это классификационное общество, основанное в США. Оно занимается проверкой/сертификацией судов и морских объектов.
Классификационные общества и международные организации разрабатывают и издают ряд нормативных документов, которые регулируют проектирование, строительство, эксплуатацию морских судов. Вот некоторые из них:

Эти документы и стандарты – основа для классификационных обществ и судовладельцев, помогая обеспечить безопасность морского транспорта.
Техпроцесс создания судостроительной стали включает несколько основных этапов для гарантированного получения качественного проката и стальных листов:
На рынке можно купить листовой прокат разной толщины, который используют в корпусах судов, палуб и других конструктивных элементов. Прокат может быть горячекатаным и холоднокатаным в зависимости от требований к качеству поверхности.

Есть и фасонный прокат для создания разных профилей и деталей – балок, уголков, швеллеров. Благодаря своей форме металлопрокат дает необходимую прочность и жесткость конструкций.
Контроль качества судостроительной стали предполагает механические испытания, то есть проверка прочности, твердости и пластичности сплава. Металлографические исследования используют для изучения микроструктуры стали для обнаружения пористости или включений.
Неразрушающий контроль (НК) включает ультразвуковую дефектоскопию, рентгенографию, магнитные методы для обнаружения внутренних дефектов без разрушения образцов. Эксперты проверяют химический состав стали, чтобы удостовериться, что все легирующие элементы находятся в допустимых пределах.
Судовая сталь должна хорошо свариваться, поэтому содержание углерода в составе до 0,25%. Марганец, никель, хром и молибден повышают прочность и стойкость к коррозии, но большое процентное содержание в составе может ухудшить свариваемость.
Для создания и ремонта корпусом используются несколько технологий сварки. Например, дугой с покрытым электродом (MMA) для получения прочных соединений. Еще есть сварка в среде инертного газа (MIG/MAG), которая гарантирует высококачественные швы, снижающие вероятность образования трещин. Использование плазмы и лазеров улучшает и ускоряет создание корабельных конструкций.

Другие свойства стальных конструкций из судовых сплавов:
Эти и другие свойства металлопроката для морских кораблей гарантирует их популярность на рынке.
Прокат из судостроительной стали применяют в обшивке судов для гарантированной защиты обшивки корпуса от внешней среды и механических повреждений. Прочные марки стали используют в силовых наборах (шпангоуты, стрингеры и другие поддерживающие конструкции), надстройках и палубах, где размещаются разные системы и оборудование. Судосталь гарантирует равномерное распределение нагрузок, минимальное влияние климата на качество работы экипажа и комфорт пассажиров.
Судовая сталь активно используется на специализированных кораблях:
На рынке есть несколько морских марок стали, которые адаптированы к использованию в условиях 100-процентной влажности, микроорганизмов и соли. Для каждого типа судов инженеры и конструкторы подбирают нужный сплав для раскрытия потенциала, заложенного в конструкцию.

Защита судовых марок стали от коррозии – это важная задача для безопасности судов и кораблей разного назначения. Производители предлагают несколько популярных подходов. Например, защитные покрытия эпоксидными или полиуретановыми красками. Такие составы дают хорошую защиту от коррозии и механических повреждений, часто используются в комплексе с грунтовками.
Отдельное направление – это цинкование, которое защищает основную сталь, даже если сам слой поврежден. Еще есть плакировка, то есть нанесение металлических или неметаллических слоев (например, алюминия, нержавеющей стали) для защиты от коррозии.
Катодная защита для морских судов представлена в виде системы жертвенных анодов, которые корродируют вместо защищаемого металла. Есть имплантированная технология с активным источником электроэнергии для создания защитного тока. Такое решение считается на рынке дорогим и не всегда экономически целесообразным, но дает надежную защиту металлопрокату.
В судостроении часто используют несколько методов в комплексе, чтобы значительно повысить стойкость судостроительной стали к коррозии.

Судостроительная отрасль постоянно развивается, и в последние годы есть определенные достижения в создании новых марок стальных сплавов и композитных материалов для кораблей и отдельных конструкций.
Инженеры и ученые работают над созданием сталей со специальным антикоррозийным покрытием или встроенными элементами, которые повышают прочность проката.
Параллельно создаются и тестируются сверхлегированные стали с высоким содержанием никеля или хрома, которые повышают стойкость материала к агрессивной морской среде.

На рынке уже есть углеродные и стекловолокнистые композиты, снижающие вес кораблей и повышающие их топливную эффективность. В комбинированных конструкциях используют симбиоз с металлом для критически важных конструктивных элементов. Благодаря 3D-печати сегодня создают отдельные элементы судов, что оптимизирует техпроцесс и повышает характеристики конечного продукта.
Что до экологических аспектов, то ведется работа над совершенствованием переработки старых судов и повторным использованием полученного сырья. Новые материалы могут снизить сопротивление воды, что снизит потребление топлива и выбросы углеводородов.
Чем судовая сталь отличается от обычной конструкционной?
Судовая сталь отличается от обычной конструкционной повышенной коррозийной стойкостью и ударной вязкостью.
Какая марка стали лучше подходит для арктических судов?
Марка стали ДН, СП (стали с низкой температурой хрупкости) лучше подходит для арктических судов.
Как часто нужно обновлять антикоррозионные покрытия?
Антикоррозионные покрытия нужно обновлять каждые 3-5 лет, в зависимости от условий эксплуатации.
Каков средний срок службы стального корпуса?
Средний срок службы стального корпуса составляет 20-30 лет.
Есть ли альтернативы стали в судостроении?
Альтернативами стали в судостроении являются алюминий, композиты и углеродные волокна.
Как выбрать оптимальную толщину листов для корпуса?
Оптимальная толщина листов для корпуса выбирается исходя из расчетов нагрузки, требований к безопасности и экономичности.
Какие основные дефекты могут быть в судостроительной стали?
Основные дефекты судостроительной стали – это трещины, включения, коррозию и неравномерные термические изменения.
Где нельзя экономить на трубах: 5 отраслей, где бесшовная нержавейка — must-have
Полезное, 04.12.2025
Три вызова импортозамещения в машиностроении и технологическое решение для их преодоления
Полезное, 28.11.2025
Сталь 20: конструкционная углеродистая качественная — характеристики, свойства и применение
Полезное, 27.11.2025
Регистрация
Для регистрации мы отправим код
на ваш номер телефона.
Для регистрации мы отправим код
на вашу электронную почту.
Что дает регистрация?
Безлимитный доступ к фильтру металлопроката
Расширенный доступ к спискам номенклатуры
Возможность оставлять отзывы и выбирать поставщика по рейтингу
Возможность сообщать о несоответствии информации
Войти
Для авторизации мы отправим код
на ваш номер телефона.
Войти
Войдите используя вашу почту и пароль.
Войти как поставщик
Логин и пароль мы высылали вам на почту,
если вы размещены, как поставщик
на нашем сервисе.
Спасибо за обращение!
Время ожидания ответа зависит от нагрузки на операторов, но
обычно отвечаем в течение следующего рабочего дня.
Заказать звонок
Оставьте номер телефона и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Написать на почту
Время ожидания ответа зависит от нагрузки на операторов, но обычно отвечаем в течение следующего рабочего дня.
Пригласить
Пригласить поставщика
Отправьте именное приглашение поставщику с собственным наличием металла, которого еще нет в нашей базе
Разместить заявку на металл
Возникла проблема?
Мы сможем ответить на любые ваши вопросы по поводу работы сервиса
0 комментариев