Содержание
Москва
23.02.2023
Время прочтения: 10 мин
Время прочтения: 10 мин
Верхнее строение железнодорожного пути (ВСП) – это комплексная конструкция, которая состоит из балластного слоя, рельс, рельсового крепежа, шпал, противоугонов, стрелочных переводов.
Рельсы, соединяясь со шпалами, создают рельсошпальную решетку для безопасного движения подвижного состава. Балластный слой и его толщина рассчитывается так, чтобы давление на полотно не было выше величины, которая обеспечивает упругую осадку.
Сегодня в России есть три типа ВСП:
ВСП должно быть долговечным, прочным и устойчивым, так как находится под постоянным влиянием неблагоприятных факторов (атмосферные осадки, температурные перепады, ветер, колебания почвы).
Однако и закаленный металл со временем приходит в негодность, поэтому пути нуждаются в техническом обслуживании, периодических ремонтных работах.

Различают следующие типы ремонта верхнего строения путей:
Вот такие типы ремонтов верхнего строения пути предусмотрены в инструкциях и регламентах работы ЖД-сообщения на территории России. Поговорим подробнее об элементах ВСП.
Главная задача балластного слоя – это компенсация давления на шпалы во время прохождения подвижного состава, и равномерное распределение нагрузки по всей поверхности земляного полотна. Чтобы слой выполнял поставленные задачи, в нем не должна задерживаться вода. Поэтому балласт дополнительно оборудуют водоотводящими сооружениями.
Материал для балласта должен быть прочным, легким, устойчивым к механическим нагрузкам, он не должен дробиться при уплотнении. В современных ЖД-путях используют щебень из естественного камня, гравий, песок, ракушечник.
Балластный слой укладывают в виде призмы с ярко выраженными откосами крутизны, соответствующие установленным техническим требованиям.
Рельсы используются для направления колес подвижного состава, передачи напряжения на шпалы. Для надежной работы в ВСП, рельсы должны быть прочными, долговечными, чтобы выдерживать ударно-динамические нагрузки. Поэтому они создаются из высокопрочных типов углеродистой стали.
Масса и поперечный профиль рельс непосредственно влияет на ее тип. В России используется Р50, Р 65 и Р75. Буква «Р» говорит о том, что перед нами рельс, а цифра обозначает массу в килограммах на один погонный метр.
Двутавровая форма рельсы выбрана специально, так как материал испытывает огромную вертикальную нагрузку. Такая форма экономит сталь при создании и, одновременно, повышает устойчивость изделия к давлению подвижного состава.
Выбор конкретного типа рельсы для укладки зависит от грузонапряженности линии, а также скорости подвижного состава и нагрузок. Срок службы напрямую связан с числом тонн брутто грузов, которые прошли через выбранный участок пути.
Для Р65 – это около 500 млн. т, для Р50 – 350 млн. т. Самые прочные рельсы Р75 на 30% долговечнее, чем Р65.

Рельсовый путь – это две непрерывные нити, расположенные параллельно на определенном расстоянии. Рельсы крепятся к шпалам промежуточным скреплением, которое обеспечивает упругость их связи, а также неизменность ширины между рельсами.
В России используются три типа промежуточных скреплений:
На территории России распространено раздельное скрепление КБ-65. Однако уже выявлены недостатки: высокая масса, повышенная жесткость и большое количество деталей. Поэтому постепенно монтируются более современные типы креплений ЖБР-3-65 и АРС-4.
На территории России активно используются деревянные шпалы, однако распространены и железобетонные виды с предварительно напряженной арматурой. Главное их достоинство – это длительный срок эксплуатации (порядка 50 лет).
Высокая устойчивость пути и плавность хода подвижного состава обеспечивается за счет идентичного размерного ряда и равной упругостью шпал.
Недостатки железобетонных шпал:
Чтобы повысить упругость путей, используются амортизирующие прокладки. Для нивелирования утечек электричества используются изоляционные материалы.
Железобетонные шпалы создают из тяжелого бетона, который армирован холоднокатаными прутьями с периодическим профилем 3 мм.
В России используют три вида эпюр (порядка расположения шпал по длине) – 1600, 1840 и 2000 шпал на 1 км. пути.
Для ВСП одна из самых серьезных проблем – это продольное перемещение рельсов под колесами подвижного состава. Это происходит из-за косых ударов, температурной деформации или негативного влияния динамических сил. Это снижает надежность работы путей и срок их эксплуатации, а также повышает бюджет на их содержание. Для нивелирования перемещения рельс продольного типа используют противоугоны.
Сегодня используются пружинные противоугоны для звеньевых рельсовых путей и раздельные КБ/ЖБР для бесстыковых ВСП.
У детали бывает разное поперечное сечение:
Стрелочные переводы – это устройства, которые используются для следующих целей:
Стрелочные переводы улучшают логистику грузо- и пассажироперевозок, минимизируют расходы на прокладки новых веток ЖД-путей, сокращают их общую протяженность.
Сегодня на рынке есть следующие типы механизмов:
Стрелочные переводы состоят из следующих компонентов:

Бесстыковой путь сегодня считается самым современным. Устранение отдельных стыков путем сваривания, а также уменьшение их количества привело к следующим последствиям:
Для бесстыкового пути используются рельсовые плети, прошедшие термическую закалку. Между собой рельсы сваривают на стационарных или передвижных сварочных машинах электроконтактным способом.
Амелин С. В., Андреев Г. Е. Устройство и эксплуатация пути //М.: Транспорт. – 1986.
ИСАЕНКО Э. П. и др. Устройство для транспортировки, погрузки и укладки элементов верхнего строения железнодорожного пути. – 1990.
Ковенькин Д. А., Подвербный В. А. Этапы жизненного цикла верхнего строения железнодорожного пути //Проектирование развития региональной сети железных дорог. – 2015. – №. 3. – С. 151-156.
Регистрация
Для регистрации мы отправим код
на ваш номер телефона.
Для регистрации мы отправим код
на вашу электронную почту.
Что дает регистрация?
Безлимитный доступ к фильтру металлопроката
Расширенный доступ к спискам номенклатуры
Возможность оставлять отзывы и выбирать поставщика по рейтингу
Возможность сообщать о несоответствии информации
Войти
Для авторизации мы отправим код
на ваш номер телефона.
Войти
Войдите используя вашу почту и пароль.
Войти как поставщик
Логин и пароль мы высылали вам на почту,
если вы размещены, как поставщик
на нашем сервисе.
Спасибо за обращение!
Время ожидания ответа зависит от нагрузки на операторов, но
обычно отвечаем в течение следующего рабочего дня.
Заказать звонок
Оставьте номер телефона и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Написать на почту
Время ожидания ответа зависит от нагрузки на операторов, но обычно отвечаем в течение следующего рабочего дня.
Пригласить
Пригласить поставщика
Отправьте именное приглашение поставщику с собственным наличием металла, которого еще нет в нашей базе
Разместить заявку на металл
Возникла проблема?
Мы сможем ответить на любые ваши вопросы по поводу работы сервиса
0 комментариев